Информируем, что контрольным органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Устюженского муниципального округа Вологодской области, является администрация Устюженского муниципального округа Вологодской области в лице комитета по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального округа Вологодской области.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации(далее – ЗК РФ) земельное законодательство основывается на принципах приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в силу п. 2 ст. 13 ЗК РФ, обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами и прочее), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (ст. 79 ЗК РФ).
Кроме того, ст. 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального округа Вологодской области предупреждает, что за невыполнение обязательных требований земельного законодательства на земельных участках и землях сельскохозяйственного назначения предусмотрена ответственность за правонарушения в области и использования земель:
В соответствии со статьей 74 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством; привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Статьей 76 ЗК РФ установлено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель предусмотрена кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
Статья 8.6. Порча земель
1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», - влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
По вопросу соблюдении мер противопожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения информируем
Наступление весенне-летнего пожароопасного периода часто отмечается резким ростом пожаров, связанных с выжиганием сухой растительности, проведением сельскохозяйственных палов, разведением костров, сжиганием мусора на земельных участках, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Вследствие сжигания сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения идет разложение органических веществ, дегумификация и гибель почвенной фауны, снижается плодородие почвы, тем самым ухудшается структура почвы (гранулометрический состав), что приводит к активизации процессов выветривания плодородного слоя и к снижению производственной способности.
Сорная и древесно-кустарниковая растительность наносит огромный ущерб сельскому хозяйству, являясь не только источником большого количества семян сорных растений, очагом распространения вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, но и причиной возникновения весенних палов сухой травы, имеющих губительные экологические последствия и требующих крупных финансовых вложений для их ликвидации. Вдоль автомобильных дорог, на лугах, опушках леса осуществляется выжигание сухой травы. На полях сжигается стерня, пожнивные остатки, разводятся костры и сжигается мусор, как на территории, прилегающей к домовладениям граждан, так и на объектах различных форм собственности. Весенние палы становятся обыденностью как для хозяйств, так и для владельцев личных приусадебных участков. Выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения запрещается!
Сжигание сухой растительности является нарушением федеральных законов от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Наиболее эффективным способом борьбы с травяными палами является их предупреждение. Целесообразнее проводить мероприятия, направленные на введение в сельскохозяйственный оборот земель, в первую очередь, граничащих с населенными пунктами и лесами, во избежание поджогов сухой растительности, чем ликвидировать последствия такого бедствия, зачастую невосполнимые. При проведении профилактических мероприятий в целях предупреждения возникновения пожаров следует обращать особое внимание на очистку территорий сельхозугодий, прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, отделение леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарными барьером.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (ред. от 21.03.2017) «О противопожарном режиме» запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Статья 284 ГК РФ не позволяет собственнику земельного участка оставлять его без использования, и тем самым его право пользования земельным участком становится одновременно его обязанностью.
Комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района Вологодской области также предупреждает!
С наступлением весеннее-летнего периода возрастает угроза возникновения пожара на землях сельскохозяйственного назначения, в связи с этим, запрещается:
1. Выжигать на земельном участке сухую траву, стерню, солому, пожнивные остатки, древесную и кустарниковую растительность;
2. Складировать на земельных участках отходы лесопильного производства и легковоспламеняющийся мусор;
3. Бросать непогашенные спички, окурки;
4. Оставлять на солнце тару с горючими жидкостями;
5. Разводить костры, сжигать мусор, отходы, тару.
Чтобы избежать пожара, необходимо:
- не допускать зарастания земель сельскохозяйственного назначения сорной, кустарниковой и древесной растительностью;
- своевременно проводить агротехнические мероприятия (зяблевая вспашка, послеуборочная культивация и др.);
- обустраивать противопожарные полосы, путем выкоса травы и вспашки между лесным массивом и земельным участком.