Чтобы проверить, не оформлен ли на вас кредит или микрозайм, нужно запросить свою кредитную историю в Центральном каталоге кредитных историй через сайт ЦБ РФ или единый портал госуслуг.
«Дважды в год данные в каждом бюро кредитных историй можно запрашивать бесплатно, далее услуга предоставляется платно. Кроме того, можно оформить платную подписку, и тогда при каждом факте оформления (или попытки оформления) долгового обязательства вам будет приходить оповещение», — говорит Инна Солдатенкова.
Если окажется, что на ваше имя оформлен чужой кредит, следует написать заявление в полицию и сообщить об этом в тот банк или МФО, где оформлен займ. В кредитную организацию необходимо предоставить справку из полиции и все документы, которые могут подтвердить вашу непричастность к этому долговому обязательству. Если банк не согласится с претензией и не спишет задолженность, придется обращаться в суд.
Для защиты граждан от чужих кредитов разработан механизм установки самозапрета, но пока воспользоваться им не так просто.
«Каждый кредитор может самостоятельно установить порядок оформления процедуры, поэтому для установки самозапрета клиенту нужно обращаться отдельно в каждое кредитное учреждение, клиентом которого он является», — отмечает эксперт.
В настоящее время обсуждаются изменения в законодательстве, согласно которым потребитель сможет подавать заявление о самозапрете через портал госуслуг, лично обратившись в МФЦ, а также через банки и МФО. Гражданин сможет вводить и снимать запрет на выдачу себе ссуд любое количество раз, на снятие запрета понадобится 48 часов. Информация о самозапрете появится в бюро кредитных историй и в кредитной истории клиента — банки и МФО обязаны отказать такому клиенту, если он обратится за займом.
Источник: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10999276
Клиентов банков предупредили о новых атаках мошенников: как защититься
В 2024 году ожидается рост атак на клиентов банков через вирусы-трояны на 10%, несмотря на то, что в 2023 году такие атаки фиксировались реже, заявили опрошенные «Коммерсантом» эксперты по информбезопасности.
Основным трендом, по словам экспертов, стали смешанные атаки, когда часть реализуется через технологии, а часть — через социальную инженерию. Последняя ослабляет позиции в связи с ростом финансовой грамотности населения — 87,6% сталкивающихся с мошенническими звонками не поддаются на уловки, показала статистика ЦБ.
При этом банковский троян «живет на устройстве» долгое время, объясняет управляющий RTM Group Евгений Царев. Такой вирус может пересылать сообщения и дает возможность удаленно подключаться к устройству, а жертва даже не заметит присутствие трояна.
Эксперты отмечают, что трояны в России работают с большей степенью вероятности, так как популярные приложения российских компаний были удалены из официальных магазинов, в том числе банковские. В результате пользователи скачивают их с сайтов компаний и дают разрешение на установку приложений из недостоверных источников.
«Мало кто из пользователей после установки включает проверку обратно», — говорит глава отдела исследования киберугроз экспертного центра безопасности Positive Technologies Денис Кувшинов.
Для защиты от атак эксперты рекомендуют не заходить на сомнительные ресурсы, а также не скачивать приложения, если они не проверены и не имеют большого количества отзывов. Также рекомендуется использовать антивирус.
Источник: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10999273
Удалите это немедленно: в ВТБ предупредили об опасности голосовых сообщений
Мошенники освоили новую схему обмана пользователей мессенджеров. С жертвами общаются от имени их знакомых и, чтобы войти в доверие, присылают старые голосовые сообщения, говорится в сообщении пресс-службы ВТБ (есть в распоряжении Банки.ру).
Злоумышленники взламывают аккаунты и изучают переписку со знакомыми и коллегами. Выбрав подходящую жертву, мошенники начинают общаться с ней якобы от лица владельца аккаунта. В диалогах они используют темы, обнаруженные в переписке, и даже присылают старые голосовые сообщения, чтобы собеседник не сомневался, что говорит именно со своим знакомым. Войдя в доверие, мошенники просят помочь деньгами, например, одолжить на день определенную сумму.
«Старые схемы всегда обрастают новыми подробностями и хитростями. Мы уже предупреждали клиентов не вести телефонных разговоров с неизвестными, чтобы исключить запись голоса. Такие данные легко использовать для хищения денег. Ранее мошенники использовали сложные современные технологические решения. Теперь они научились применять простые голосовые сообщения в мессенджерах, чтобы убеждать людей помочь друзьям или близким, от лица которых ведется общение», – говорит старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
В ВТБ советуют удалять голосовые сообщения из чатов после прослушивания или использовать функцию автоудаления, а также проверять информацию через дополнительные каналы связи.
Ранее сообщалось, что мошенники запустили «политическую» схему обмана россиян. От имени партии «Единая Россия» злоумышленники предлагают гражданам пройти опрос о предстоящих выборах и заработать 2,5 тыс. рублей.