![Антикоррупция. Антикоррупция.](/netcat_files/generated/101/159/760x570/419/8ef1b78ef551488a260b0753c523292c.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=c223d47c6361eb94861be43125bffb33&resize_mode=0&wm_m=0)
Что такое взятка? Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки?
В действующем уголовном законодательстве РФ имеется обширный перечень уголовно-наказуемых коррупционных деяний, за совершение которых установлена уголовная ответственность должностных лиц государственных органов, служащих органов местного самоуправления, а также лиц, обладающих административно-хозяйственными и организационно – распорядительными функциями в коммерческих или иных организациях. Например, злоупотребление и превышение служебными полномочиями, служебный подлог, совершенные из корыстных побуждений и др. Наиболее распространенными коррупционными преступлениями, подрывающими нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, а также коммерческих и иных организаций, являются преступления, связанные со взяточничеством – дача и получение взятки (статьи 290 и 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ).
Получение взятки — это получение должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие). При этом взяткой могут быть предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость; услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений, другие блага, полученные безвозмездно или по заниженной стоимости.
Кроме того, форма взятки может быть завуалирована: к примеру, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, товары, купленные по заниженной цене, оплата товаров, купленных по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.
Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо: представитель власти — государственный или муниципальный чиновник любого ранга или чиновник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Посредничество заключается в оказании содействия (помощи) взяткодателю или взяткополучателю в даче (получении) взятки в значительном размере.. По своей юридической сущности посредничество является пособничеством в даче (получении взятки), специально выделенным законодателем в силу повышенной общественной опасности в самостоятельный состав. Передавая предмет взятки от взяткодателя взяткополучателю, посредник способствует совершению обоих преступлений.
Законодатель называет следующие формы посредничества:
1) непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя;
2) обещание передачи взятки;
3) предложение передачи взятки;
4) иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении или реализации ими соглашения о даче (получении) взятки.
Что такое «провокация взятки»?
Судебной и следственной практике известны случаи провокаций дачи взятки либо коммерческого подкупа, которые законодательство связывает с взяточничеством.
Сущность провокации раскрывается в самом законе (ст. 304 УК РФ) и заключается в попытке передачи взятки без согласия лица, которому она предназначена (самому потерпевшему, его родным или близким, сослуживцам для последующей передачи адресату и т.п.). Отсутствие согласия означает, что должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции, ни открыто, ни завуалированно не требовало передать взятку или осуществить коммерческий подкуп и не выражало готовности принять незаконное вознаграждение.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В качестве обязательного признака в законе указана цель: искусственное создание доказательств совершения преступления или шантаж.
В связи с тем, что провокация взятки либо коммерческого подкупа совершается без ведома либо заведомо вопреки желанию должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, указанные лица не подлежат уголовной ответственности за получение взятки либо за коммерческий подкуп.
От преступления, предусмотренного статьей 304 УК РФ, следует отграничивать подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа.
В качестве меры ответственности за совершенные действия в виде провокации взятки или коммерческого подкупа законодательством предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Как видно, речь идет о любых организациях (юридических лицах). Понятие юридического лица определено в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.